Заикание как прерывистая речь. Плавная речь – это гладкая и ритмичная речь без усилий и колебаний. Прерывание речи представляет собой любое прерывание в плавности речи. У каждого человека могут быть прерывания речи. Заикание – это речь, в которой прерывание встречается намного чаще, чем в среднем у большинства людей. У каждого человека бывает прерывистая речь. У обычного человека 7- 10% речи произносится с прерыванием. Это бывает в форме повторения отдельных слов или фраз (звуки: э – э, м - м, или междометия). Когда перерывы в речи составляют более 10% - это уже заикание. Заикание почти всегда сопровождается напряжением и тревогой. Прерывание речи при заикание бывает разным. При этом возможны повторения звуков или слогов, блоки молчания, неестественные растягивания звуков, гримасы лица или тики.
Заикание как невроз чаще наблюдается у дошкольников. Возникает оно у детей с неустойчивой нервной системой под влиянием испуга, конфликтных отношений в семье и т. д. Степень и характер заикания могут быть различными. Волнение ребенка всегда усиливает заикание. Учитывая влияние внешней среды, родителям не стоит заблуждаться и том, что ребенок «еще ничего не понимает» и на него не действуют постоянная перебранка, перегрузка всевозможными раздражителями (кино, телевизор, длительное чтение книжек) и т. д.Многие дети возрасте от двух до пяти лет проходят через естественный период неплавной речи. Частота прерывания речи у них может составлять 10% и даже более того. Обычно это проявляется в повторении целых слов и фраз, а также в частом использовании междометий. Слово повторяется один или два раза, повторяется легко. У детей не присутствует напряжение в речи, часто они не знают о своих трудностях. Предполагается, что причиной отсутствия плавности речи может быть сочетание естественных процессов развития речи, развития моторного контроля речи и стрессов, связанных с ближайшем окружением ребёнка. Это типично для так называемых "занятых семей". Некоторые дети “вырастают” из этого естественного периода, а некоторые в нём так и остаются.
Причины заикания.
Существует множество теорий о причинах заикания, некоторые из них абсолютно неправильно определяют причины заикания. В настоящее время считается, что в развитии и укреплении заикания играют роль несколько факторов. Эти факторы можно объединить в следующие группы: конституциональные, средовые и коммуникационные. Существуют факты, свидетельствующие о генетической предрасположенности к заиканию. Есть факты, которые доказывают, что причина заикания находится в нарушении координации движении речевых мускулов, нарушении обратной связи с помощью слуха или недостаточном контроле речевой функции центральной нервной системой.
Факты о заикании.
Заикание встречается чаще у мужчин, чем у женщин в соотношении 3:1
Число заболевших по разным оценкам составляет 0,5 – 10 %.
Существует столь же много подходов к лечению заикания, сколько теорий о его причинах. Способ лечения зависит от возраста пациента.
Нет “100% лекарства” от заикания.
Развитие заикания может быть предотвращено у дошкольников и у юных пограничных пациентов изменением средового окружения и консультированием родителей.
Главное в преодолении заикания у взрослых - это так называемая логофобия, то есть страх перед речью. Она проявляется в обычном общении с другими людьми. Например, у школьников средних и старших классов при ответах у доски. Ситуация, где ярко проявляется заикание, это разговор по телефону, особенно, когда заикающемуся необходимо кого-то пригласить или отвечать на неподготовленные вопросы. Здесь он теряется и его заикание усиливается.
Я психолог, гипнолог международной категории в основе моего метода лежат техники гипноза, за основу я использовал трансовые состояния, на измененных трансовых состояниях и был разработан курс по психологическому преодолению логофобии перед заиканием у юношей и девушек. Ко мне может записаться любой заикающийся, разочаровавшийся в логопедических приемах, которые широко распространены в логопедической практике в настоящее время. Метод гипноза выгодно отличается тем, что в его основу заложено не только исправление заикания с помощью трансовых состояний, тренировки дыхания, артикуляции и голоса, но и исправлением личностных (внутренних) программ и психологических особенностей проявления заикания страждущего человека.
Цель метода - не только тренировка речи страдающего этим недугом, но и обучение преодолению логофобии или страха перед речью. Посредством внушений психолог – гипнолог изменяет программы, укоренившиеся у человека в подсознании, что помогает ему изменить отношение к себе, к своему недугу и отношению окружающих к этому дефекту речи. Если заикающийся по-новому взглянет на свой дефект и перестанет его стесняться и бояться, то он окажется на пути к победе над своим недугом.