Арес,
Арей (A r h z) – нелюбимый сын Зевса и Геры, бог войны, коварной,
вероломной, войны ради войны, в отличие от Афины Паллады – богини войны
честной и справедливой.
Первоначально Арес просто отождествлялся с войной и смертоносным оружием (следы этого отождествления у Гомера, у Эсхила). Древнейший миф об Аресе
свидетельствует о его негреческом, фракийском происхождении. Софокл
называет Ареса «презренным» богом и призывает Зевса, Аполлона, Артемиду и
Диониса поразить его молниями, стрелами и огнем. Древние хтонические
черты Ареса отразились в мифе о порождении им вместе с одной из эриний
фиванского дракона,
убитого Кадмом. Даже в детях Ареса – героях проявляются черты
необузданности, дикости и жестокости (Мелеагр, Аскалаф и Иалмен, Флегий,
Эномай, фракиец Диодел, амазонки). Спутницами Ареса были богиня раздора
Эрида и кровожадная Энио. Его кони (дети Борея и одной из эриний)
носили имена: Блеск, Пламя, Шум, Ужас; его атрибуты – копье, горящий
факел, собаки, коршун. Само его рождение мыслилось вначале чисто
хтонически: Гера породила Ареса без участия Зевса от прикосновения к
волшебному цветку. В олимпийской мифологии Арес с большим трудом
уживается с ее пластическими и художественными образами и законами, хотя
теперь он считается сыном самого Зевса, и поселяется на Олимпе.
У Гомера Арес – буйное божество,
обладающее в то же время несвойственными ему ранее чертами романической
влюбленности. Он вопит как девять или десять тысяч воинов, раненый
Афиной. Он простирается по земле на семь десятин. Его эпитеты:
«сильный», «огромный», «быстрый», «беснующийся», «вредоносный»,
«вероломный», «губитель людей», «разрушитель городов», «запятнанный
кровью». Зевс называет его самым ненавистным из богов, и не будь Арес
его сыном, он отправил бы его в тартар, даже глубже всех потомков Урана.
Но вместе с тем Арес уже настолько слаб, что его ранит не только Афина,
но и смертный герой Диомед.
Он влюбляется в самую красивую и нежную богиню, Афродиту. О любви Ареса
и нарушении Афродитой супружеской верности часто упоминается в античной
литературе и даже называются дети от этой связи: Эрот и Антэрот,
Деймос, Фобос и Гармония. Орфический гимн воспевает Ареса как олимпийское высокое божество (хотя 65-ый гимн еще рисует его в свете полного аморализма). Буйный и аморальный, Арес
с большим трудом ассимилировался с олимпийскими богами, и в его образе
сохранились многочисленные напластования разных эпох. В Риме Арес отождествляется с италийским богом Марсом, и в искусстве и литературе позднего времени он известен преимущественно под именем Марс.