В диалогах античного мыслителя Платона все же есть зерно, говорящее о реальности легендарного острова.
Больше
двух тысяч лет живет легенда об Атлантиде. Но лишь несколько
десятилетий назад люди, отчаявшиеся найти следы некогда процветавшего
государства, причислили сочинения Платона к утопиям. И вот сенсационный
поворот: в наши дни некоторые историки и археологи признали, что в
диалогах Платона все же содержится зерно реальных фактов. Представляем
три новейшие гипотезы, предполагающие, где и когда погибла Атлантида.
Г. АЛЕКСАНДРОВСКИЙ.
Предание египетских жрецов
В
421 году до н. э. греческий философ Платон в двух своих сочинениях -
"Тимей" и "Критий" - изложил историю и печальный конец островного
государства Атлантида. Рассказ в форме диалога ведет прадед Платона,
Критий: он передает содержание беседы со своим дедом, тот услышал
рассказ об Атлантиде от современника, Солона, афинского законодателя и
поэта, который, в свою очередь, узнал об Атлантиде от египетского жреца.
И Платон в своих текстах не раз подчеркивает, что это не миф, а
правдивое повествование об исторических событиях.
Атлантида, по
словам Платона, - огромный остров, лежавший в океане за Геркулесовыми
столпами, то есть за Гибралтаром. В центре острова возвышался холм, на
котором стояли храмы и царский дворец. Акрополь - верхний город -
защищали два ряда земляных насыпей и три водных кольцевых канала.
Наружное кольцо соединялось с морем 500-метровым каналом, по которому во
внутренний порт заходили корабли. Жизнь Атлантиды предстает полной
благополучия.
Храм главного божества островитян - Посейдона, повелителя морей, был, повествует Платон, выложен золотом, серебром и орхилаком (недавно разгаданное слово означает сплав меди с цинком). Другой храм, посвященный Посейдону и его супруге Клейто, прародительнице всех атлантов, обнесен золотой стеной. Стояли также золотая статуя Посейдона и золотые изваяния Нереид - многочисленных дочерей морского божества. Атланты имели бронзовое оружие и тысячи боевых колесниц. Недра давали медь и серебро.
Народ развлекался конскими скачками, к
его услугам были термальные бани: на острове били два источника -
холодной и горячей воды. Корабли спешили в гавань Атлантиды с
керамической посудой, пряностями, редкостными рудами. Для снабжения
порта пресной водой русло реки было повернуто.
Остров принадлежал
мощному союзу царей. И вот настал момент, когда он решил подчинить себе
другие страны, в том числе и Грецию. Однако Афины, показав в войне
доблесть и силу, победили. Но, как говорит Платон, олимпийские боги,
недовольные воюющими народами, решили их наказать за жадность и насилие.
Чудовищное землетрясение и наводнение "в один ужасный день и одну ночь"
погубили афинское войско и всю Атлантиду. Воды океана поглотили остров.
Через 47 лет после смерти Платона житель Афин Крантор отправился в Египет, чтобы убедиться, действительно ли там находятся истоки сведений, использованных философом. И он нашел, по его словам, в храме Нейт иероглифы с текстом об изложенных событиях.
Поиски
Искать
Атлантиду начали уже в самом начале новой эры - в 50-м году от
Рождества Христова. Почти за две тысячи лет с того времени появилось
множество гипотез о местонахождении Атлантиды. Многих манили упомянутые
Платоном богатства. Подумать только: завладеть золотыми стенами и
статуями! Большинство толкователей "Крития" и "Тимея" указывало на ныне
существующие острова Атлантического океана. Но были и другие ориентиры.
Среди 50 точек на Земле, определенных энтузиастами для поисков
Атлантиды, встречаются и совсем фантастические, например Бразилия или
Сибирь, о существовании которых древний философ и не подозревал.
Новый
взлет интереса к поискам легендарного острова возник после Первой
мировой войны. Усовершенствованная в военное время подводная техника
побудила авантюрных дельцов организовать компании в нескольких странах
для поиска таинственной Атлантиды. Например, во французской газете
"Фигаро" появилась такая заметка: "В Париже создано общество по изучению
и эксплуатации Атлантиды". Компании, разумеется, лопались одна за
другой, но русский писатель Александр Беляев нашел в газетной публикации
сюжет для своей фантастической повести "Последний человек из
Атлантиды".
Проблеме утонувшего острова посвящено более 50 тысяч публикаций. Кино и телевидение тоже внесли в этот сюжет свой вклад. Свыше 20 экспедиций обследовали места, где, по представлениям их организаторов, когда-то благоденствовал народ Атлантиды. Но все они вернулись с пустыми руками.
К двум главным вопросам - где? и
когда? - уже в нашем веке добавились возражения археологов, посчитавших
фантазией рассказ об изобилии на острове золота и серебра. К выдумкам
Платона они отнесли и сеть каналов - круговых и ведущего к морю,
внутренний порт и другие гидротехнические сооружения: не по силам, де,
были в те времена столь крупномасштабные дела. Исследователи же
философского и литературного наследия Платона сочли, что, повествуя о
процветающей Атлантиде, древний мыслитель -идеалист тем призывал
современников построить образцовое государство без диктатуры и тирании. И
в этом смысле Платона называют творцом жанра утопии. (Платон
действительно в некоторых своих сочинениях призывал к построению
идеального государства, основанного на добре и справедливости. Он три
раза ездил из Афин в Сиракузы, последний раз - глубоким стариком,
напрасно рассчитывая внушить тамошним тиранам гуманные идеи.)
Что же
касается времени гибели острова в океанской пучине, то Платон назвал
противоречащую всем данным современной науки дату: по его сведениям,
катастрофа произошла 11500 лет назад до наших дней или 9000 лет, считая
до времени самого Платона. 12-10 тысяч лет назад человечество только
выходило из палеолита, древнего каменного века, и трудно представить,
что где-то жил народ, в своем развитии обогнавший род людской на многие
тысячи лет. Первоисточником такой ошибки могли быть неправильные
определения возраста египетского государства, проведенные в античные
времена. Например, Геродот насчитал Египту 11340 лет.
Неужели Атлантида?
"Русские
нашли Атлантиду!" - такими сенсационными аншлагами многие газеты
Западной Европы сопроводили в 1979 году фотографии морского дна. На
снимках под слоем песка отчетливо были видны вертикальные гряды,
напоминающие стены разрушенного города. Впечатление о древних городских
развалинах усиливалось тем, что по дну проходили другие гряды под прямым
углом к первым.
Подводные снимки были сделаны
научно-исследовательским судном Московского университета "Академик
Петровский". Действия разворачивались там, где и указывал Платон, - "за
Геркулесовыми столпами". Выйдя в Атлантический океан, корабль
остановился над отмелью, чтобы испытать свое подводное оборудование.
Чистый случай помог выбрать место для стоянки как раз над подводным
вулканом Ампер. Удалось установить, что вулкан Ампер когда-то выступал
из воды и был островом.
В 1982 году советское судно "Рифт" здесь же опустило в океан подводный аппарат "Аргус". "Нам открылась панорама развалин города, так как стены уж очень похоже имитировали остатки комнат, улиц, площадей", - сообщал в Институт океанологии Академии наук командир "Аргуса" В. Булыга. К сожалению, столь обнадеживающие впечатления акванавта следующая экспедиция "Витязя", состоявшаяся летом 1984 года, не подтвердила. С одной из стен подняли наверх два камня довольно правильной формы, но их анализ показал, что это не творение человеческих рук, а вулканическая порода. Командир экипажа "Аргуса" доктор геолого-минералогических наук А. Городницкий пишет: "Скорее всего, камень представляет собой застывшую лаву, некогда вылившуюся через трещины вулкана". Была обследована и еще одна подводная гора, Жозефин, тоже древний вулкан, а в прошлом - остров.
А. Городницкий предложил свою модель грандиозной геологической катастрофы далекого прошлого. Возникла она из-за резкого смещения в северном направлении африканской тектонической плиты. Столкновение ее с европейской плитой вызвало на востоке извержение вулкана Санторин, а на западе - погружение в океан упомянутых вулканических островов. Эта гипотеза не противоречит геолого-геофизическим данным современной науки. Однако в очередной раз Атлантида оказалась не увлекательной гипотезой, а всего-навсего мифом: ученые не нашли никаких следов остатков материальной культуры атлантов.
Новые факты о старом мире
Новейшие
методы: сверхточные измерения, чувствительные датчики,
усовершенствованные способы определения возраста находок, использование
проникающих излучений - все это в последние годы пришло в археологию.
Раскопки недавних лет помогли узнать много удивительных сведений о
технических достижениях далеких предков, живших 10-5 тысяч лет тому
назад.
Археолог из Швейцарии Эберхард Цанггер решил посмотреть на
факты, приведенные Платоном, опираясь на новейшие открытия в археологии.
Например, экспедиция Брауншвейгского университета обнаружила в древних
странах Востока рукотворные озера, гавани и другие гидротехнические
сооружения, даже большие по размерам, чем те, о которых речь идет в
диалогах Платона. За тридцать веков до н. э. фараон Менес приказал
перегородить могучий Нил каменной плотиной и заставил реку обтекать
столицу древнего царства с юга. Еще более удивительных масштабов
достигли постройки в Урарту - туннели для сбора грунтовой воды, штольни
высотой в человеческий рост, тянувшиеся на многие десятки километров. В
Египте, Шумере, Вавилоне - всюду наталкиваются современные археологи на
остатки грандиозных сооружений, действовавших задолго до Гомера и
Платона. Так почему же рассказ древнего философа об Атлантиде надо
относить к мифу или утопии?
Платон писал о золотых зубцах на крыше храма, о стене, покрытой благородными металлами, о золотых статуях. Когда археолог Е. Пуш в столице фараона Рамзеса II (1271-1209 до н. э.) расчистил от грунта 180 квадратных метров каменного пола, мерцающего металлическим, золотым, покрытием, ученые вспомнили про древнеегипетский гимн, в котором есть слова о позолоченных воротах и мостовых в резиденции монарха. Значит, гимн запечатлел истину.
Изучение позолоты плиток раскрыло ее технологию. Древние строители истирали золото в тончайший порошок, смешивали его с негашеной известью, и этой пастой покрывались плиты пола и стен. По оценкам нынешних специалистов, этот способ золочения отличается большой экономичностью.
Было найдено и объяснение странной датировке катастрофы, погрузившей остров в воды моря. Некоторые археологи убеждены, что или жрецы, или же Солон ошиблись: в основе их заблуждения лежат неверно прочитанные египетские иероглифы. В их системе число "9000" изображается девятью цветками лотоса, а число "900" - девятью веревочными узлами, по виду очень схож