Валькирии
– низшие женские божества (дис) в древнескандинавской мифологии. Имя
Валькирия происходит от древнеисландского слова valkyrja – «выбирающая
мёртвых». Они являются прислужницами главного бога древнескандинавской
мифологии – Одина, а их главная задача отвечать за души убитых
насильственной смертю бойцов.
Храбрых войнов, павших в бою, избранных Одином – эйнхериев – Валькири переносили в Вальхаллу (от древнеисландского Valholl – «чертог убитых»), небесное царство для тех, кому предначертано судьбой сражаться за Богов в последний день мира. Изначально Валькирий изображали как богатырски сложенных женщин, которые скакали по полю битвы верхом на неосёдланных и невзнузданных жеребцах, они несли огромную ответственность, именно в их руках был выбор, кому из сражающихся присудить победу, а кому – поражение, а так же обязанность прислуживать эйнхериям на пиру.
В
«Речах Гемнира» («Старшей Эдде») даётся список тринадцати Валькирий,
имена некоторых удалось перевести. Итак, этих духов звали: Хильд
(Битва), Херфьётур (Путь войска), Хлёкк (Шум битвы), Труд (Сила), Христ
(Потрясающая), Мист (Туманная), а так же Скеггьёльд, Скёгуль, Гёль
(Гейр), Гейрахёд (Гейрелуль), Рандгрид, Радгрид и Регинлейв. Так же
именно дюжина Валькирий упоминалась в исландской «Саге о Ньяле», где они
пели Песнь Дёррудда (Песнь Смерти) во время знаменитой битвы при
Клонтарфе (1014 г.) между ирландскими дружинами и скандинавскими
викингами. Со временем Валькирий в народном эпосе стало намного больше;
хоть «сексуальных услуг» в Вальхалле они и не оказывали, ничто
человеческое не было им чуждо: так, именно Валькирия по имени Хельга
называлась в качестве возлюбленной знаменитого героя Вёлунда. Так же
довольно популярной была легенда о Валькирии Сигрдриве, ставшей
прототипом героини древнегерманского сказания о нибелунгах – Брюнхильды.
Она гласит, что Один запрещает Сигрдриве участвовать в битвах и
погружает её в вечный сон за то, что она, повинуясь сердечному порыву, в
схватке между двумя конунгами (вождями викингов) присудила победу не
Хьяльм-Гуннару, которому он покровительствовал, а Агнару. Впоследствии
эта легенда воплотится в романтической повести «Речи Сигрдривы», в
которой незадачливую Валькирию пробудит своим поцелуем герой Сигурд
(весьма напоминает сказку о Спящей красавице, не правда ли?).
Однако
не будем отвлекаться. В то время как культ Одина начинал преобладать
над остальными и облик этого бога обретал всё больше человеческих черт,
облик других богов соответственно демонизировался. Валькирии, в
частности, «обзавелись» крыльями и превратились в полуженщин-полуптиц,
что роднило их с древнегреческими Фуриями и древнеславянскими Сирином,
Алконостом и Гамаюном. Они уже не решали, кому из воинов выжить, а кому
пасть – свою судьбу викинги видели теперь исключительно в руках самого
Одина. Необходимость прислуживать на пиру так же отпала: теперь это
делали пышногрудые, соблазнительные гурии (от араб. Hur – черноокая),
«перекочевавшие» из джанны – рая в представлении первых мусульман. Даже в
«доставке» эйнхериев до Вальхаллы Валькириям было отказано: теперь они
лишь заботливо принимали в свои объятия души павших, а скакать по
радужному мосту до Золотых Врат (они были позаимствованы уже из
христианских описаниях загробного мира) будущим однополчанам
воинственных богов предстояло верхом на Слейпнире (Sleipnir – др.-исл.
«скользящий»), восьминогом коне Одина. В наше время мы встречаем
Валькирий в книгах и песнях, в фильмах и на картинах, и художественный
вымысел привносит в облик мистических воительниц всё больше и больше
новых, подчас неожиданных черт…